Начало великого княжения московского князя Ивана Даниловича.
«В лето 6833 августа в 4 день князь Иван Данилович и Петр митрополит заложили первую церковь камену на Москве Успенье богородицы».
Летописи и хроники, М., 1984 г. с. 204.
«В лето 6847 ноября в 25 день князь Иван Данилович повеле заложите град Москву деревяный дубовый». «В лето 6848-го успе князь Иван Данилович Калита, во иноцех схимник марта в 31 день и положен в Архангеле…»
Там же, с. 204.
«Того же лета месяца майя 2 день иде в Орду Семен Иванович с своею братеею с князем Иваном и Андреем, и вси князи тогда были в Орде».
ПСРЛ, т. XXX, с. 106.
«Женился князь велики Семен Иванович во трети, понял за себя княжну Марью Александровну Тверьского князя, а ездили по нее Андрей Кобыла да Олексей Петрович Босоволков».
«Того же лета князь Юрьи Ярославичь Муромский обнови град свой отчину свою Муром, запустевший отдавна от первых князей, и постави двор свой во граде, такоже и бояре его и вельможи и купцы и черные люди изставиша дворы своя и святые церкви обновиша и украсиша иконами и книгами».
ПСРЛ, т. X, с. 222.
г. «Преставися преосвященный Феогност, митрополит Киевский и всея Русии, месяца марта 11 день. И тогда на той неделе преставишася два сына великого князя Семена Ивановича, князь Иван да князь Семен на единой недели с Феогностом митрополитом. Также потом мимо иде полсемы недели, преставися князь великий Семен Иванович, внук Данилов… Того же лета князи пойдоша во Орду ко царю Чянибеку Азбякову сыну, князь Иван Иванович, внук Данилов да князь Константин Васильевич Суздальский. Царь же даде великое княжение Володимерское князе Ивану Ивановичу, брату великого князя Семена Ивановича».
Там же, с. 226- 227.
«Того же лета поставлен Алексей митрополит в Царьграде Филофеем патриархом митрополитом Киевским и всея Руси».
Летописи и хроники, М. 1984 г.
«Того же лета прииде посол велик изо Орды царев сын именем Мамат Хожа
на Рязанскую землю и посла на Москву к великому князю Ивану Ивановичу о разделе земли рязанской на пределы и межи утвердити нерушимы и непрет- воримы. Князь велики же Иван Иванович не пусти его в свою отчину».
ПСРЛ, т. X, с. 230.
«Преставися благоверный христолюбивый, кроткий, тихий и милостливый
князь великий Иван Иванович во иноцех и схиме, и положен бысть в своей отчине во граде Москве в церкви святого архангела Михайла, а сидел на великом княжении лет 6. Сынове его Дмитрий и Иван».
Там же, с. 230.
1362 г. «В лето 6870 седе в Володимере князь Дмитрий Иванович, правнук Данилов, быше тогда 11 лет».
Летописец, «О благочестивых государях», л. 88.
« Того же лета мор бысть в Переславли, болезнь же быть сицева преже яко рогатиною ударит за лопатку или под груди противо сердца, или меж крил, и тако разболевся человек, начнет харкати кровию и огонь зажжет и разворит и потом пот велий пойдет, потом дрожь имет и полежав день един, или два, а ретко того кто бы полежал три дни и тако умираху, а еще железою боляху, не одинако иному убо на шее, иному же на стегне иному же под пазухой, иному же под скулою, иному же за лопаткою и умираху на день человек иногда по семьдесят, а иногда по сту, но и по всем волостям и селам и монастырям Переславским. А преже того был мор в Новогороде Нижнем, а йришел от низу от Бездежа, в Новгород Нижний, а оттуда на Рязань, и на Коломну, оттуда в Переславль, а оттуда на Москву и тако разыдеся во все грады и во Тверь и в Володимер и в Суздаль и в Дмитров и в Можайск и на Волок и во все грады разыделся мор силен и страшен».
ПСРЛ, т. XI, с. 3.
«Того же лета пойде в Орду князь Василей, нарицаемый Кирдяпа, сын князя
Дмитрия Суздальского, того же лета придя из Орды от хана Озиза князь Василей Кирдяпа Суздальский, сын Дмитриев, а с ним ханский посол Урус- малды и вынесе ярлыки на великое княжение Владимирское князю Дмитрию Константиновичу Суздальскому».
Татищев В.Н. Соч. т. V, с. 115-116. « В лето 6873 Алексей митрополит созда церковь камену в городе Москве Чюдо Михаила и монастырь устрой».
Летописец, «О благочестивых государях», л. 89.
1366 г. «Генваря в 18 день князь Дмитрий Иванович женился понял княжну Дмитриеву дочь Константиновича суздальского Евдокию. Тое же весны заложи град Москву каменной.»
Там же, л. 89 об.
1371 г. «Тое же зимы, месяца декабря в 14 день, пред Рождеством Христовым князь великий Дмитрий Иванович посла рать на Рязань, на князя Олга Ивановича Рязанского, а воевода князь Дмитрий Михайлович Волынский и иные воеводы многи со многими силами. Князь же Олег Рязанский събрав воя многи и иде противу их. Рязанцы же люди сурови, свирепы, высокоумни, горди, чаятельни, вознесшиеся умом к возгордевшеся величанием и помыслиша в высокоумни своем палоумные людища, яки чудища и реша друг к другу: «Не емлите с собою доспехов, ни щитов, ни копей, ни сабель, ни стрел, но такмо емлете с собой взени (возжи — Сост.) едины, и ремение, и ужища, ими же начнете вязати Москвичь, понеже суть слаби и страшливы и некрепки». Наши же смирением и воздыханием уповаша на Господа Бога и на пречистую Богородицу и на великие чудотворцы… и тако видя Господь бог смиренье москвичь и вознесе их, а Рязанцев гордость и низложи их, и сретошася с рязанцы на Скорнищеве и бысть им брань люта и зла. Рязанцы убо маха- ющеся взенми и ремением и ужищи и ничтоже успеша, но падоша мертвые, яки снопы и аки свиньи, закланы быша. Тако убо поможе Бог великому князю Дмитрию Ивановичу и воем его и одолеша Рязанцев, а князь Олег Иванович Рязанский едва в мале дружины утече.
И сяде тогда на великом княжении Рязанской князь Володимер Дмитриевич Пронский. Тое же зимы князь Олег Иванович Рязанский согна с Рязанского княжения князя Володимера Дмитриевича Пронского и седе сам на великом княжении Рязанском.»
ПСРЛ, т. XI, с. 16-17.
1378 г. «Тое же зимы месяца феврауария в 12 день в пяток в заутреннюю годину преставися преосвященный Алексей митрополит всея Руси во старости честне и глубоце, в митрополитах быв 24 лета, и положен бысть на Москве в созданной от него церкви в архангеле Михаила, еже есть чюдо его же в Хо- нех, в общем монастыре».
«Того же лета Воложьскиа Орды князь Мамай посла ратью князя Бегича на великого князя Дмитрия Ивановича Московского. Князь велики же собрав силу и пойде противу их в Рязанскую землю за реку Оку. И сретоша с Татары у реки Вожи на рязанской земле. Не по многих же днях Татарове прейдоша на сю сторону реки Вожи и скочиша на грунах кликающе гласы своими на князя великого Дмитрея Ивановича. Он же ста противу их крепко и с воинством своим. И удари на них с едину князь Андрей Полотской, а з другой стороны князь Данило Пронский, а князь велики Дмитрий Иванович удари в лице. И в той час Татарове побежа за реку Вожу, повергше копья свои, а наши вслед их гоняюще, биюще, секуще, колюще и наполы разсецающе и убиша множество, а иние в реке истопоша. Бяше же при вечере зело и бежаша Татарове всю нощь; наутрие же мгла бысть зело велика, и перед обедом позде, или по обеде, пойде за ними следом их, и разумеша, яко убежаше далече. И обретоша в поле дворы их повержены и шатры их и вежи их, и юртовища и олачуги их, и телеги их, а в них товару безчисленно много, и тако богатство все татарове вземше и воз- вратилися каждо во свояси с корыстью и радостью.»
Там же, с. 42-43.