Новые нравы и традиции Егорьевска в 20-е и 30-е годы
За первые два с лишним десятилетия от начала господства советской власти в области народного сознания произошло резкое разделение людей на два противоположных лагеря. Одна группа населения еще придерживалась старых традиций, обычаев, веры, жизнь вела по старине, а другая, революционно настроенная, под влиянием новой власти утверждала новые принципы, осуждала старые взгляды, обычаи, верила в возможность построения «светлого будущего», ждала мировой революции. Менялись не только люди, менялись дома, одежда. В домах появились книги, газеты, радио. Молодые люди пошли учиться в школы, институты, знакомились с наукой, искусством. На домах появились звезды, флаги, в домах портреты «вождей» страны, революции. Многие жители, особенно молодежь, перестали посещать церкви, не крестили новорожденных, а умерших хоронили под звуки духовых оркестров. Новорожденным давали нередко новые имена — появились всяческие Октябрины, Владлены, Кимы.
И тем не менее старое уходило медленно, а новое не везде приживалось. Порой старое и новое соседствовали рядом и мирно уживались. В дореволюционные годы в старой России не существовало ни одного светского праздника, кроме разве что Нового года. Все праздники были связаны с церковью, с религией. Даже старые языческие — типа Святок, Семика, Ивана Купалы — и те обрели церковное признание. Церковью же освящались и такие праздники, как тезоименитство (именины) императора, императрицы и наследника.
Но вот мы читаем календарь за 1925 г., там названы «неприсутственные дни», т. е. не рабочие, праздничные, а также дни памяти. Их в году общим числом 18. Среди них — 9 января — день расстрела рабочих; 21 января — день смерти Ленина; 18 марта — день Парижской коммуны; 1 Мая — День международной солидарности трудящихся, 7 Ноября — День пролетарской революции и последний — день Нового года.
В том же календаре «неприсутственными днями» названы и такие дни, как Страстная суббота, Пасха, Вознесение, Троица, Духов день, Успенье, Рождество Христово. Как видим, спустя 8 лет после октябрьского переворота старое еще жило, а новое не прижилось в полной мере. Следует заметить, что в начале XX в. «неприсутственных дней» было 44. Многие из них были связаны с почитанием императорской семьи.
К концу 1920-х — началу 1930-х гг. основными праздниками, отмечавшимися большинством населения, стали — 1 Мая и 7 Ноября, которые выливались в массовые шествия «трудящихся». По улицам города шли колонны рабочих предприятий, сотрудников учреждений, несших множество красных флагов, различных транспарантов и лозунгов, портреты вождей партии и правительства, основателей учения о коммунизме. Эти шествия в городах продолжались 70 лет и стали определенной народной традицией. Подобные демонстрации сначала устраивались и в сельской местности, но значительно меньшего масштаба. Там они быстро прекратились. Закончились эти праздничные шествия с поворотом страны к рынку, к демократии, хотя кое-кто не перестает тосковать о былых временах, а случается, и ходят еще по улице с красными флагами в дни «революционных праздников».
«Советские» годы разрушили почти до основания старые обычаи. Лишь глубоко верующие, да и то тайно, почитали и отмечали церковные праздники в узком семейном кругу. В 1920—1930-е гг. огромный размах принял грубый атеизм. Расплодилось множество неграмотных безбожников, которые требовали закрыть церкви и передать их под клубы, а монастыри под дома культуры, музеи. Здания церквей, «мешающие сквозному проезду по городу», предлагали снести. Эти идеи поддерживала определенная часть городского и сельского населения и особенно подвластная партийным органам местная печать, постоянно нападавшая на религию и священнослужителей. В нашем крае еще в 1918 г. были закрыты монастыри: Свято-Троицкий в Егорьевске и Казанский в с. Колычеве. В Троицкой церкви бывшего монастыря в начале 1920-х гг. разместили Музей древностей. В здании Белого собора устроили склад зерна. Казанскую церковь отдали под караульное помещение тюремной охраны. Старообрядческую Георгиевскую передали под Дом пионеров. А в Хлудовской богадельне, с церковью Михаила Архангела, разместили больницу.
Население города почти никак не противодействовало этому варварству. Одни боялись протестовать, другие проявили безразличие. В начале 1930-х гг. в городе по чьей-то вине сгорел деревянный Красный собор — одна из старейших церквей Егорьевска. А 17 апреля 1935 г. в б часов утра был взорван громадный каменный Белый собор, стоявший на Соборной площади 96 лет, которым так гордились егорьевцы. Его развалины разбирали и развозили 12 лет, почти столько же, сколько и строили. В те же годы была разрушена колокольня старообрядческой Георгиевской церкви, которая, по мнению властей, портила «архитектурный вид» города.
В сельской местности церкви без всякой причины закрывали, отнюдь не спрашивая мнения верующих. Там размещали склады зерна, сельхозмашины, удобрения. В районе сохранилось две церкви — Введенская в с. Рыжеве и Рождества Богородицы в с. Раменки. Из городских церквей осталась нетронутой лишь церковь Александра Невского и Алексеевская по ул. Нечаевской.
Многие жители, особенно коммунисты и комсомольцы, под влиянием пропаганды проникались духом вражды к церкви, к религии — снимали с полок иконы, сжигали их публично. По городу безбожники ходили с нечестивыми песенками, вроде: «Долой, долой монахов, долой, долой попов — мы на небо залезем, разгоним всех богов».
Возможно, не вполне справедливо, когда в наше время обвиняют в разрушении церквей лишь одну Зинаиду Прищепчик, бывшего секретаря райкома партии. Состояние общественного настроения в городе в то время уже было сформировано до ее появления. Она лишь не противодействовала городским и сельским «ультрареволюционерам», творившим подобное. Массы людей уже находились во власти демонизма новых вождей и идей.
Когда проходили судебные процессы в середине 1930-х гг. над «врагами народа», которые до этого считались «верными ленинцами», толпы людей в Егорьевске скандировали: «Смерть врагам народа!» Никто не поинтересовался — откуда у нас столько врагов народа? Чаще всех выступала и ратовала против «врагов» секретарь райкома 3. Прищепчик, требуя суровой кары над ними. А вскоре и ее арестовали — тоже как «врага народа». Никто в ее защиту не сказал слова. Никто не подумал, что творились беззаконие и произвол. В 1937—1938 гг. по постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) были репрессированы как «враждебные элементы» только по Егорьевскому району свыше 500 человек, из них расстрелян 81 человек. Остальные осуждены тройками НКВД на сроки от 5 до 8 лет и сосланы в Сибирь, в Кузбасс. Как правило, арест происходил по ночам — приезжал «черный ворон», машина НКВД, и увозил людей навсегда. Жители ахали -— как близко с ними жили «враги народа», верили этому и принимали как должное. В 1938 г. был расстрелян наш земляк — зам. наркома путей сообщения СССР Георгий Иванович Благонравов. Народ безмолвствовал!
К концу 1930-х гг. в народе воспитали привычку к массовым явлениям — к массовой коллективизации, массовому соревнованию, массовому героизму советских людей, на массовых митингах осуждали массовых врагов. В обществе воспитывалось массовое, а проще говоря, стадное сознание, и все от мала до велика должны были подчиняться так называемому принципу «демократического централизма», который господствовал в уставе компартии. Человек без масс — ничто, внушалось народу, он лишен своей индивидуальности, он — словно вырванный из грядки росток.
Несмотря на печальные явления в стране и в городе, многие люди не ощущали ни грусти, ни беспокойства. Процесс шел как бы параллельно — одни ловили «врагов народа», другие занимались повседневным созидательным трудом. В начале 1930-х гг. в городе было открыто два учебных заведения — педагогическое и медицинское. С середины 1920-х гг. начались занятия в станког строительном техникуме «Комсомолец», открылась средняя школа № 5. В 1929 г. построен большой клуб для текстильщиков на 1300 мест, где возникли кружки художественной самодеятельности. Во многих предприятиях, учреждениях возникли красные уголки, клубы, библиотеки. С 1922 г. начал действовать Музей древностей.
В 1929 г. в городе построен диспансер и две больницы. В начале 1930-х гг. началось строительство жилого фонда (ФУБРов), появились ясли, детские сады. За ул. Кузнецкой построен большой стадион «Красное знамя», где стали проводиться различные спортивные соревнования, футбольные игры.
В 1938 г. состоялись первые выборы в Верховный Совет РСФСР, депутатом избрана ткачиха фабрики «Вождь пролетариата» Наталья Казьминична Казьмина. До этого в Верховный Совет СССР избирался учитель Сухановской школы Иван Дмитриевич Артюхин.
Казалось, к концу 1930-х гг. в городе стало больше порядка — уменьшилось число хищений, грабежей, хулиганства, хотя Егорьевск и находился в зоне 101-го километра, куда ссылали всех неблагонадежных из Москвы и ее пригородов. Штат милиции состоял из 200 сотрудников. До революции в полиции было всего 39 рядовых полицейских и 9 унтер-офицеров. В 1918 г. в штате милиции числилось 186 сотрудников, а в 1929 г. — 118.
Для многих людей, особенно молодых, началась новая жизнь с новыми идеалами, новыми обычаями, традициями. Люди ждали дальнейшего улучшения жизни, но уже были слышны раскаты начавшейся войны — сначала она прогремела на границах с Финляндией, затем происходили непонятные людям события в Прибалтике, Бессарабии, Западной Украине, Польше. В народе упорно ходил слух о скорой войне. Однако уныния не было — все верили в силу и мощь Красной Армии, которая «не допустит» врага на свою землю.
Во всех школах города и сельской местности школьников готовили к сдаче норм БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Летное училище, обосновавшееся в бывшем Свято-Троицком монастыре, обучало курсантов летному делу на простейших самолетах У-2. Полеты постоянно проходили на аэродроме под д. Русанцево. Существовал Аэроклуб, где готовили парашютистов, летчиков-инструкторов. В школах была введена военная подготовка по стрельбе, тактическим занятиям. Все это повышало настроение у молодежи и веру в силу Красной Армии, в способность народа одолеть любого врага.
Однако положение в обществе, когда была разрушена нравственность, справедливость и царило беззаконие, породило массу гнева и возмущения в народе, и он ждал возможности выплеснуть все это наружу. С таким настроением встретили люди суровую войну с немцами.