Краткая историческая и географическая характеристика Егорьевского края (часть 1)
Современный Егорьевский район расположен в западной части обширной Мещерской низменности, названной так по одному из племен финно-угорской народности — мещеры, которая обитала здесь в I — начале II-го тысячелетия- н.э. История этой местности уходит корнями в далекую древность. На территории района археологами обнаружены более 20 археологических памятников разных эпох, начиная от мезолита и неолита — среднекаменного и древнекаменного веков.
Первые письменные известия о селах и волостях Егорьевского района нам известны из духовных грамот (завещаний) великих Московских князей XIV- века князя Ивана Калиты, его сына Ивана Ивановича, Дмитрия Донского, затем Василия I Дмитриевича, Василия II Темного. В них мы постоянно встречаем название: волостей: Холм, Мещерка, Раменка, Кочема, Крутинки, затем села Высокое и Высоцкой волости. Они возникли в XIV-XV веках на землях, присоединенных к Ирсхве в начале XIV века, которые были отвоеваны вместе с Коломной у Рязанского княжества и стали именоваться Коломенскими волостями.
Границы Егорьевского края значительно шире по сравнению с территорией современного района. Образованный на бывших приграничных землях трех великих княжеств, Егорьевский край сформировался с образованием города Егорьевска XVIII века, когда городу был придан большой уезд. Помимо названных волостей к нему были присоединены окраинные территории некогда го великого княжества Владимирского — волости Сеньга, Шатур, Муром — Сельцо, Пырков стан, от Рязани — волости Купля и Литвуня. Кроме того, от Коломенского уезда присоединены были крупные села по Оке — Дединово, Бело — Ловцы, Любичи, Селемские Борки и ряд деревень Мезенской волости. Таким в конце XVIII века край представлял собой довольно большое объединение земель, но и довольно пестрое по составу людей — разных по духу, национальному языку, вере, обычаям, трудовым навыкам. А если учесть, что до образования территории тут жили остатки угро-финских племен — мещеры, муромы и а также отличные друг от друга летописные вятичи и кривичи, то это разнообразие еще больше усилится. Кроме того, нам известно из летописных сведений, что со времени укрепления Московского княжества в начале XIV века сюда переселялись с южных мест знатные вельможи из Чернигова, Киева со своими семьями и дружинами, которым земли давали в кормление все на той же, пока еще слабо заселенной, местности под Коломной, это еще больше увеличивало пестроту населения. А с учетом переселения в подмосковные волости непокорных новгородцев во времена Ивана III и Ивана IV, пленных литовцев, перед нами встает картина края, который по разнообразию народов, их образа жизни, национальности, вряд ли можно еще найти где-либо в другом месте Руси.
Долгое время в этом крае не было какого-либо объединяющего центра. Лишь во второй половине XVI века, когда село Высокое с волостью было передано в вотчину Чудова монастыря, появился надежный, заинтересованный хозяин. Скоро в селе появился торг, где крестьяне продавали свои товары: мед, воск, хмель, скот, изделия из дерева. Монастырские власти следили, чтобы деревни не пустовали, чтобы не было беглых, чтобы развивались промыслы, а крестьяне были в состоянии платить оброк. Так к концу XVI века село Высокое становится крупным торговым селом. Население других волостей стало объединяться вокруг этого села.
Само село Высокое впервые известно из духовной грамоты Московского великого князя Василия Темного от 1462 г., по которой князь из Коломенского удела, завещанного сыну Ивану, передал своей жене, княгине Марии Ярославне «село Высокое с деревнями и с бортью». Село Высокое вместе с деревнями оставалось за княгиней до «живота ее», то есть до конца жизни. Известно, что после смерти мужа Мария Ярославна ушла в Вознесенский монастырь, и там под именем Марфы прожила до 1485 г. С древних времен на Руси существовал обычай передачи выморочных уделов в княжеское владение. Так было и с селом Высоким — оно вновь оказалось в великокняжеском владении. Это было уже при Иване III. Однако в его завещании от 1504 г., при передаче всего Московского княжения сыну Василию, в числе Коломенских волостей оно не было названо, как не названа и ни одна Коломенская волость.
Более ранние сведения о селе Высоком до нас не дошли. Но среди населения издавна бытует предание, которое, видимо, отражает реальное положение села до упоминания в княжеской духовной грамоте. В нем сказывается, что поселение было образовано еще в начале XIV века, а первым владельцем его был Елевферий, старший сын Черниговского боярина Федора Бяконта, прибывшего в Москву в начале XIV века с женой Марией и со всем своим домом. Сам боярин Федор служил ближайшим помощником Московского князя и даже замещал его во время отлучек из Москвы. Боярин Ф. Бяконт был наделен землей близ Москвы. Об этом свидетельствует еще недавно существовавшее село Бяконте в Марфинской волости. Члены семьи и дворовые боярина Федора также получали наделы, в том числе на востоке от Москвы, на свободных землях по течению рек Мерской, Гуслицы и ее притокам Шувойке, Вотаженке. В Москве у Ф. Бяконта родился сын Елевферий, которого крестил князь Иван Калита, еще не быв в великом княжении. Известно, что Елевферий в двадцатилетием возрасте ушел в Московский Богоявленский монастырь и там был наречен именем Алексей. Прослыв грамотным в книжном учении, знании христианского богослужения, в переводе с греческого на славянский язык богослужебных книг, он был выдвинут сначала епископом Владимирским, а со смертью митрополита Феогноста в 1354 г. избран и утвержден в Византии митрополитом Киевским и всея Руси.
В его владении оказались многие земельные наделы, реки и озера во Владимирском уезде. Сказание говорит, что основанное им поселение впоследствии, когда он стал митрополитом под именем Алексей, было названо по его митрополичьему титулу селом Высоким. Свой первый надел с селом Высоким Алексей, видимо, передал своим родственникам, а затем от них село перешло в княжеское ведение.
Некоторые краеведы утверждают, что, мол, Алексей, перед своей кончиной в 1378 году оставил завещание, по которому передал село Высокое Чудову монастырю, основанному им же в 1365 году, но этого в его завещании не оказалось.
Память об Алексее, как о великом чудотворце, широко распространилась по Руси, и в 1431 году он был причислен к лику святых Чудотворцев. Ему поклонялись многие воеводы, бояре, царский двор. Московский воевода Юрий (Георгий) Захарьин, предок бояр Романовых, после взятия города Дорогобужа у литовцев в 1500 году, в знак поклонения перед Чудотворцем Алексеем, подарил селу Высокому резной образ св. Георгия. Об этом рассказывает надпись на полях этого образа, ныне хранящегося в историко-художественном музее Егорьевска. Возможно, что эта икона послужила основанием для возникновения и строительства церкви в селе Высоком, названной во имя святого Георгия и впервые упоминающейся в писцовой книге 1554 г.
В дальнейшем селу Высокому неоднократно посвящаются царские документы. В 1536 году молодой царь Иван IV дал льготную грамоту старосте и крестьянам села Высокого. Он же в 1562 году, выполняя предсмертную просьбу своей супруги Анастасии, высоко чтившей святого Чудотворца, передал всю Высоцкую волость в основанный митрополитом Алексеем Чудов монастырь. И в последующие годы цари давали жалованные, таможенные, послушные грамоты Чудову монастырю и крестьянам села Высокого, неизменно подчеркивая свое благоволение к памяти святого. Такие грамоты давали цари Федор Иванович, Борис Годунов и даже Лжедмитрий I, когда касалось сбора пошлинных денег с торга в селе Высоком в пользу монастыря. В XVII веке цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович в подобных грамотах называли Алексея «великим Чудотворцем». Это внимание царского двора к селу Высокому, как памяти чудотворца Алексея, способствовало возвышению села среди обширной округи. Если в середине XVI в. Высокое называлось погостом, то в конце XVI века оно становится торговым селом, что послужило впоследствии образованию среди крестьян слоя торговцев, ремесленников, а в конце XVIII века и крупных купцов.