Что делать, если вы обнаружили недостатки в купленном автомобиле?
В случае, если в купленном автомобиле были обнаружены недостатки, то в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» вы вправе:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом, если вами было предъявлено требование о замене автомобиля с недостатками на автомобиль той же марки (модели), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки, то в соответствии со ст.416 Гражданского кодекса РФ обязательство продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и вы как потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона требование.
В отношении технически сложного товара, каковым и является автомобиль, Закон дает право вам как потребителю в случае обнаружения в нем недостатков отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Либо вы можете предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
— обнаружение существенного недостатка товара;
— нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Гарантийный срок товара, как и срок его службы, исчисляется со дня передачи автомобиля потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если в течение гарантийного срока покупатель обнаруживает в своей машине недостатки, ему необходимо обратиться к изготовителю или продавцу с соответствующим требованием (претензией).
Претензию надо составить в письменной форме в двух экземплярах. Один отдается продавцу, а на другом, остающемся у покупателя, делается отметка о том, что претензия была принята. При этом не забудьте указать дату, когда была вручена претензия. Если продавец или изготовитель отказываются принимать у вас претензию, то ее нужно послать заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если гарантийный срок истек, но недостаток является существенным, можно обратиться к изготовителю машины. Под существенным понимают неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В большинстве случаев потребуется провести автотехническую экспертизу для определения выявленных в автомобиле недостатков как существенных.