Город Егорьевск в начале XX столетия (часть 2)
С начала XIX в. действовало Общество пособия бедным. В XX в. его возглавлял бухгалтер городского банка Александр Никитич Радугин. В городе были взяты на учет все бездомные, безработные, бедные семьи. С середины прошлого столетия существовали капиталы, пожертвованные крупными купцами, проценты с которых выдавались бедным невестам, бездомным и даже бродягам, «котам». У купца Клопова была ночлежка для таких людей. В городе был построен приют для неимущих на 50 человек.
В начале XX в. значительно увеличилась сеть лечебных учреждений. В 1913 г. существовала городская амбулатория, земская больница на 60 коек, две фабричные больницы — на фабрике Хлудовых на 16 коек и столько же на фабрике Бардыгина. Приемные покои были на фабриках Князевых, Любомилова. В городе насчитывалось 9 врачей, 13 фельдшеров, 10 акушерок, 2 ветеринарных врача. Известными врачами в те годы были надворный советник Владимир Никитич Кулигин и Иосиф Гирл Срольевич Богин. Имелось две аптеки — одна Авраама Леонтьевича Левантовского на Московской ул. и другая — Давида Абрамовича Ленглебена. Лекарствами торговали еще три аптечных магазина — Ивана Мартиновича Кюта, Петра Трифоновича Фомина и Парфена Дементьевича Рюмина. В них кроме лекарственных препаратов можно было купить мыло, духи, а также новинки тех лет — патефоны.
Традиционно считалось, что егорьевцы люди глубоко верующие и набожные. Внешне это представлялось действительно так. Основное население городских жителей исповедовало православие. В городе имелось семь церквей, из них четыре каменных — Успенская церковь (Белый собор), Михаила Архангела в Хлудовской богадельне, Троицкая при городском кладбище и женском монастыре и Александра Невского, в приходе которой были кроме городских и сельские жители. У старообрядцев, а они составляли пятую часть населения города, была Георгиевская церковь, стоявшая на ул. Зарайской. Люди православные ее церковью не признавали, а называли «молельным домом». Кроме каменных, построенных в XIX в., у православных были старые деревянные церкви — Георгиевская (Красный собор), стоящая с 1554 г., и Казанская — с 1705 г., да на городском кладбище Никитская. Престольным праздником, почитавшимся всеми в Егорьевске, был день святого великомученика Никиты 15 сентября.
Самый большой приход был у Успенской соборной церкви, к ней было приписано 1059 дворов, в том числе из сельских — 14 деревень, 739 дворов с 2241 прихожанином, а всего в приходе числилось 6079 православных верующих, из них сюда же в порядке надзора и воспитания причислены 1296 староверов. В соборе был тройной штат священников. Настоятелем был протоиерей Николай Евментьевич Зверев, священниками — Андрей Иванович Ясенев и Павел Михайлович Чистяков, диаконами Павел Федорович Смирнов и Николай Николаевич Орфенов. Старостой церкви избран Матвей Тимофеевич Собакин. Второй по значению и величине церковью в начале XX в. стала Александро-Невская церковь, введенная в службу с 1 октября 1897 г. К ней причислены в приход 141 двор города и 461 двор сельской местности. Всего в приходе числилось 2395 верующих. Старейшими священниками были Степан (Стефан) Петрович Твердин и
Петр Алексеевич Дроздов. Старостой церкви избран купец Никита Никитич Хренов.
Троицкая церковь, действующая с 1884 г., поставленная на окраине города купцом Н. М. Бардыгиным, вошла в начале XX в. в комплекс женского монастыря. Она же была и кладбищенской церковью. Священниками в этой церкви были Николай Александрович Светлов и Федор Николаевич Леонардов. Заштатным священником полковой церкви 139-го Моршанского полка был Платон Александрович Светлов.
Деревянные церкви с построением каменных потеряли свою значимость и стояли, скорее, как памятники старины. Лишь в кладбищенской Никитской иногда совершались обряды, порою для тех, кто не хотел бы огласки обстоятельств своей жизни, например, там крестили незаконнорожденных детей и отпевали умерших не своей смертью. Казанская церковь в те годы считалась полковой — в ней совершались обряды для солдат и унтер-офицеров 139-го Моршанского полка.
Старообрядцы города имели с 1882 г. свою Георгиевскую молельню, с 1906 г. названную церковью, принадлежавшую раскольническому толку, так называемой поповской «австрийщине» (Белокриницкой иерархии). К молельне причислено 322 двора вместе с пригородными селениями. В них числилось 650 мужчин и 646 женщин. Всего сторонников старой веры в городе и уезде было 6026 человек, или 38% всех староверов Рязанской губернии. Самыми стойкими сторонниками «древлего благочестия» были городские купцы Князевы, Клоповы, Лизу-новы, Конюшковы и часть купеческого рода Бреховых.
Конечно же, гордостью егорьевцев в XX в. стал Белый собор, в изобилии снабженный необходимой церковной утварью. Он почитался далеко за пределами города. На богомолье сюда приезжали из дальних городов, сельской местности. В число его прихожан входили самые почитаемые горожане Егорьевска и жители уезда. На трех клиросах его было три хора, состоявших из лучших певчих города. На праздничную службу приглашались священники и дьяконы из церквей Рязани, Коломны, Москвы. В первые годы советской власти в собор приезжал св. Патриарх Тихон. Часто пел в соборе, услаждая красивым и сильным басом прихожан егорьевцев, московский протодиакон Максим Дормидон-тович Михайлов, в дальнейшем — знаменитый оперный певец.
На въезде в город с западной стороны стояла теплая каменная Никольская часовня, построенная купцом Василием Максимовичем Карцевым. В ней находилась старинная икона св. Николая письма XVIII столетия. При разрушении часовни икону перенесли в Алексеевскую церковь д. Нечаевской.
По сведениям Всероссийской переписи населения 1897 г., в городе и уезде числилось 1067 лиц духовного звания, в том числе в Егорьевске 130 человек (63 мужчины и 67 женщин). Всего в уезде, по сведениям книги «Населенные места Рязанской губернии» (1906), в городе и уезде числилось 35 каменных и 49 деревянных храмов. В городе существовало три кладбища — православное, старообрядческое и еврейское. С 1899 г. начал действовать женский Свято-Троицкий Мариинский монастырь, в котором в разные годы было от 50 до 60 на-сельниц. Возглавляла монастырь в 1914 г. игуменья Вячеслава.
В домах большинства верующих было не менее двух-трех икон. У более приверженных к вере в переднем углу стояли целые иконостасы. Иконы обычно преподносились родственниками к дню рождения младенцев и бракосочетанию. Своих иконописцев в городе и уезде было мало. Хреновская иконописная мастерская выполняла в основном крупные заказы для церквей. Из частных мастеров были известны в д. Иншино Яков Иконников и в д. Зевнево Маркины. Большинство икон привозилось на базары и ярмарки из Владимира, Суздаля, Коломны, Рязани. Простые иконы стоили от 1,5 до 2 руб. Поскольку их продажа церковью была запрещена, то их «обменивали» на деньги. Кроме икон, в доме обычно держались разные духовные книги — обычно молитвословы и Евангелие. Лишь в более грамотных, как правило, состоятельных семьях можно было встретить Псалтирь или полную Библию.
Старообрядцы имели в основном иконы старого письма XVII—XVIII вв. В их семьях было больше старинных книг, иной раз даже рукописных. Среди книг можно было найти певческие книги знаменного, крюкового распева. Особо ценились книги Гуслицкого художественного орнамента редкой красоты. Старообрядцы вели образ жизни более суровый и аскетический. Они избегали близкого общения с православными, а в своих беседах с ними отстаивали обряды старой веры. Большинство из них были людьми работящими. Они славились своей честностью, порядочностью. Некоторые руководители крупных предприятий, будучи сами староверами, и на работу брали только своих единоверцев. Особой закоренелостью в убеждениях слыли шувойские староверы, называемые в народе «кал-ганниками». В народе говорили, что они приняли крещение еще при первом киевском князе, святом равноапостольном Владимире Святославиче. Этого князя в народе величали по-разному: одни называли «Красное Солнышко», другие именовали его «Каганом» — древним восточного происхождения титулом. И поговаривали, что от «кагана» и стали себя именовать те христиане каганниками, калганниками, что, мол, означало «голова». Шувое входило в Гуслицкую волость, лишь в годы советской власти селение причислено к Егорьевскому уезду.
Все-таки, пожалуй, считать егорьевцев слишком набожными вряд ли возможно. Большинство верующих едва ли имело возможность читать религиозные книги и вникать в суть прочитанного. В церковь иные ходили, скорее, по традиции. Посещение храма воспринималось многими как некий «выход в мир», на люди — себя показать, на других посмотреть да справить праздник, погулять, повеселиться. К любому празднику готовились тщательно — шили наряды, пекли пироги, настаивали разные наливки, приглашали гостей. Зачастую у таких людей церковный праздник становился просто предлогом для веселого застолья.