Город новой формации. Легенды и были о Егорьевске. часть 2
Для разбора различных вопросов жителей города были учреждены городская дума и магистрат. В городскую думу было выбрано три гласных (депутата) — от купцов, мешан и горожан-ремесленников, других сословий в городе не было. Первыми городскими головами избирались — каждый на трехлетний срок — Лежнев, Михайлов и Толкачев. В городской магистрат выбраны бургомистрами Иван Михайлов, Павел Демидов, Герасим Свиридов.
В городе с первых дней его образования было создано благочиние (полицейская управа), во главе которого стоял земский исправник Аким Иванов, затем его сменил Александр Селезнев.
Городничему и полицейской управе была придана небольшая воинская команда — 16—18 человек. В основном эта команда охраняла городское имущество — казну, винный и продовольственные магазины, соляной амбар и тюрьму.
Местный священник, протоиерей соборной церкви Георгий Терентьев, по обычаю приводил к присяге вновь назначенных и выбранных должностных лиц.
По сведениям 5-й ревизии 1795 г., в городе в купеческом сословии состояло 503 человека, из них 245 мужчин и 258 женщин. Известными купцами были Петр и Матвей Суслины, Степан Михайлович Брехов, Евстафий Михайлович Рязанов, Федор Федорович Шведов, Панкрат Афанасьевич Буянов, Михаил Кононович Кашурин, Иван Савельевич Клепов, Савва Петрович Кулаков, Тимофей Казьмич Князев, Авдей Толкачев. Егорьевские же купцы были не богаты, занимались лишь извозной торговлей и не были готовы к созданию промышленных заведений, хотя год от года их число росло и они богатели. Многие, не найдя применения своим капиталам, уезжали из города.
С учреждением уездного г. Егорьевска решался вопрос и об образовании уезда. В законе об учреждении губерний 1775 г. предусматривалось наличие в каждом уезде населения от 20 до 30 тыс. человек. Егорьевский уезд, составленный из окраинных территорий Коломенского, Владимирского, Муромского и Рязанского уездов, оказался и по площади, и по населению значительно большим. Только от Коломенского уезда приписано было 13 тыс. человек, от Владимирского и Муромского — 22 тыс., да еще от Рязанского вошла территория волости Купли и бывшая вотчина Николо-Радовицкого монастыря с д. Сазоно-во и Летва. Территория уезда как с севера на юг, так и с запада на восток протянулась на 100 и даже 120 верст. Южные границы уезда проходили по Оке, включая рыболовецкие селения Белоомут, Ловцы, Слемские Борки, Дединово. Северные границы доходили почти до р. Клязьмы, включая земли древних волостей Сенеж, Шатур, Кривандино. Восточная межа граничила с Касимовским уездом и шла по р. Пре и Великим озерам. Лишь на западе границы уезда сохранились такими, какими они установились в XV столетии между волостями Высоцкой и Гуслицей — по р. Гуслице и Теребенке. Площадь уезда составляла 409 128 кв. десятин с населением 60 311 человек. Вся граница уезда была обнесена рвом, на крутых поворотах поставлены межевые столбы с гербами Рязани и Егорьевска.
В таком состоянии город и уезд просуществовали 18 лет, но со смертью Екатерины II в 1796 г. Егорьевск подпал под новую реформу, которую затеял взошедший на российский престол ее сын Павел I. Он отменил многие начинания матери — пострадал и Егорьевск. По указу от 12, декабря 1796 г. «О новом разделении государства на губернии» вместо 12 уездных городов велено оставить 9, остальные лишить штатов и приписать к другим уездам. Егорьевск, не успев выполнить многого из намеченного, как Данков и Спасск, был лишен чиновничьих штатов — полиции, уездного суда, казначейства, городничего и приписан к Зарайскому уезду. В городе продолжали действовать лишь городской магистрат, купеческий и мещанский старосты. Купечество стало подстраиваться под торговлю с Зарайском, а все спорные вопросы теперь стали решаться там же. Но жизнь так устроена, что невозможно предвидеть будущее человека, а тем более города, государства.
На российский престол в 1801 г. взошел сын Павла Александр I. Он продолжил начинания своей бабки Екатерины и отказался от целого ряда реформ отца. Указом от 24 апреля 1802 г. Егорьевск был восстановлен в правах самостоятельного уездного города со всем полагающимся штатом чиновников. При восстановлении территория уезда претерпела некоторые изменения. Часть южных селений: Дединово, Ловцы, Любечи, Слемские Борки, Белоомут и две деревни — Разбойниково и Молодинки — «по удобности» были оставлены за Зарайским уездом. Всего от Егорьевского уезда отписано 8522 человека.
После восстановления статуса уездного города в Егорьевске возобновляются преобразования. Туда прибыл новый городничий, лейтенант флота Яков Исаакович Ганнибал, внук арапа Петра Великого — Абрама Петровича. Предводителем дворянства избран Дмитрий Сергеевич Болтин. Городским головою — Афанасий Парфенович Фролов, а бургомистрами — Герасим Свиридов и Леонтий Петрович Суслин. Уездным судьей назначен Андрей Иванович По-валишин, уездным казначеем — Александр Васильевич Селезнев, учителем народного училища стал Егор Житовский, а с 1809 г. — Афанасий Иванович Евреинов. В магистрат ратманом избран стряпчий Волков. Заседателем уездного суда избран Алексей Умрихин.
Население города в те годы насчитывало тысячу человек. В городе стояло 120 купеческих и мещанских домов, 48 обывательских и священнослужителей. Дворянам принадлежало всего два дома.
В городе по-прежнему было две церкви — одна во имя св. Георгия и другая — Казанская, капитально отремонтированная в 1780 г. Кроме того, на новом городском кладбище была поставлена в 1792 г. деревянная церковь во имя св. Никиты-мученика, привезенная с погоста Гвоздны, в 10 км к югу от Егорьевска.
Согласно шестой ревизской сказке 1811 г., в городе стояло 124 купеческих и мещанских дома, проживало 195 купцов и 295 мещан мужского пола. Городские власти, видя, что город растет, а прежний план застройки стал «не поместительным», ходатайствовали перед правительствующим Сенатом и Межевым департаментом об увеличении площади под застройку. В прежнем плане не были предусмотрены выпасы купеческого и мещанского скота, не выделены земли под огороды, не было мест под размещение воинских команд, под торговые и гостиничные заведения. Разрешение Сената было получено, и в 1812 г. был утвержден новый план застройки города — его площадь увеличивалась до 69 десятин, а со всеми выпасами и огородами отводилось 653 десятины. Городской землемер, титулярный советник Мартин Горбачев, приступил к отведению земли по новому плану застройки города. Однако строительство вновь было приостановлено — в Россию вторглись войска Наполеона.
Свое название город получил по имени церкви во имя св. Георгия (Егория), стоящей в с. Высоком с 1554 г. В XVII—XVIII вв. жители называли церковь Егорием-Высоким, а затем и просто Егорием. Это название и положено было при переименовании села в город — его назвали Егорьевск. Но приезжие купцы шутя говорили, что, мол, Егорьевск происходит от слова «объегоривать». Эту шутку подхватили некоторые писатели и журналисты и посчитали ее за истину. Существовала с древних времен легенда, в которой заключалась, по-видимому, и доля правды: в те далекие времена, когда наша местность еще не принадлежала ни одному княжеству, приезжали сборщики дани от разных княжеств и требовали ее выплаты. Прибывшим из Владимира здешние жители говорили: «Мы, мол, рязанские и дань платим им», а приезжающим рязанцам объясняли:
«Мы — владимирцы», — и тем самым не платили дань никому, т. е., на современном языке, обманывали или объегоривали.
Однако слово «объегоривать» имеет другое происхождение и появилось значительно позже. Оно не связано со сбором дани. По Судебнику Ивана III от 1497 г. крестьянину позволялось перейти от одного помещика к другому только за неделю до Юрьева (Егорьева) дня осеннего — 26 ноября или спустя неделю после этого праздника. Если крестьянину удавалось каким-то образом уйти от помещика раньше установленного срока, то он обычно говорил, что ушел «до Егория». Отсюда и идет слово «объегорить». Общего у Егорьевска и «объего-рить» разве что корень — Егорий.
И тем не менее интерес к происхождению егорьевцев был у многих. Сочинялись всяческие байки, небылицы, домыслы. Во второй половине XIX в. появились исследования, исторические заметки, собирались предания, высказывались догадки. Это были уже по-настоящему научные изыскания людей, интересовавшихся происхождением русского народа, государства и историей отдельных его местностей.
Исследователь Рязанского края М. С. Баранович в книге «Материалы для географии и статистики России. Рязанская губерния» (СПб., 1860) писал о населении Рязанской губернии: «Вся эта масса народонаселения состоит из одного великорусского племени, хотя и образовалась из смеси славянских народов с финскими и монгольскими… в настоящее время трудно отличить какие-либо племенные особенности… великорусская народность обитателей Рязанской губернии отличается вообще хорошим ростом, крепким сложением, красотою типа и оживленностью движений, более всего проявилось достоинств в жителях Рязанской стороны и в особенности прибрежных Оке селений… население степной зоны уже не так росло, крепко и красиво… что касается до Мещерской стороны, то Егорьевский и лежащие на левой Оке части Зарайского и Спасского уездов в степени физического развития своего населения не уступает Рязанской стороне. Здесь даже больше, чем где-либо, отразился в жителях правильный и красивый тип. Женское население Спасского уезда в особенности отличается стройностью форм, тонкостью и миловидностью очертаний. Но далее к северу, к границам Владимирской губернии в жителях Мещерской стороны уже становятся заметны признаки их финского происхождения, которых не в состоянии изгладить скудная природа этого края…»
Другой исследователь конца XIX столетия, известный П. П. Семенов-Тян-Шанский, один из составителей книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (СПб., 1902. Т. П.), касаясь заселения Рязанского края, отмечал, что финны, мещера «настолько обрусели, что отделить их от русского населения в настоящее время трудно».
Более глубоким исследователем был Владимир Иванович Даль. Анализируя наречия и говоры в различных губерниях, он давал точные характеристики населению и мог сказать, что у данного народа общего с другими людьми. В своем большом труде «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даль сделал несколько замечаний о жителях егорьевского края. Говоря о произношении «о» в Вятском крае, которое местами произносится как «оу» или «уы» (соудья, соуболья), заметил, что слова произносятся, как в Задеснин-ском, Черниговском крае. «…Этот двугласный звук, едва ли не чудский звук, встречается также, кроме Вятки и Белоруссии… у мещеры, в Егорьевске, Касимове, Муроме». Удивительно, какое наблюдение, языковое чутье! Это не от тех ли черниговцев осталось тут это произношение, которые переселились сюда вместе с домом черниговского боярина Федора Бякоцта в начале XIV в.? Далее его наблюдение относительно «цоканья»: «…около Касимова, Егорьевска легонько цокают — «целоэк» (человек), «тысцина» (тычина)». Вполне может быть, что это остатки также переселенцев, но уже из Новгорода. И далее: «Мнение, будто Ока в Рязанской губернии служит границей оканья и аканья, не основа- тельно… ныне в Егорьевске, Касимове акают и притом самым полноротым рязанским говором».
В 1880 г. в журнале «Русский вестник» местный писатель, дворянин Степан Тимофеевич Славутинский, уроженец д. Михеево Раменской волости, опубликовал исторический очерк «Родные места», где высказал свой взгляд на заселение Егорьевского края. По его мнению, «все егорьевцы были привезены сюда на поселение при московском князе Иване III и царе Иване IV из Новгорода». Свою мысль он подкрепил преданием, сохранившимся в его семье. Он основывался также на схожих признаках внешности егорьевцев с новгородцами — глубоко посаженные глаза, пристальный взгляд, стрижка волос «под скобку» (как у Савелия Хлудова) с выстриженной макушкой, идущей от новгородских стригольников; заметно сходство в манере строить дома. Отмечал он сходство и в том, что и там, и тут — множество мелких деревень, что церкви ставятся вне села. Многочисленны погосты, которых в соседних губерниях нет вовсе. Действительно, летописи отмечали выселение новгородцев и во время Ивана III, и при Иване Грозном, но куда они были вывезены и где поселены — не сообщали. Есть лишь один город, где были поселены новгородцы — это г. Ту-ма Рязанской губернии. Говорят, что Тума происходит от названия смешанных народов — тумаков. Исследователи, занимаясь языком этих жителей, пришли к выводу, что они были действительно поселены здесь из Новгорода. Если это так, то наш уезд от этого города расположен всего в 120 верстах. Вполне возможно, что этот край с его глухими лесами в прошлом и стал прибежищем опальных новгородцев.
Из современных исследователей Московской области можно назвать Анастасию Войтенко (до замужества Иванова). В своем труде «Лексический атлас Московской области» она исследовала произношение слов, названия предметов домашнего обихода, именуемых по-разному в разных селениях, в том числе и Егорьевского района. Так, чугунная задвижка у печной трубы в д. Алексино-Шатур, Бережки называется «баранчик», в Подрядникове — «движок», в Иса-евской — «вьюшка». Или вход в русскую печку у одних жителей именуется «чело», у других «цело». Горшок с узким горлом для молока в Полбине называют «мастюшка», в Куплияме — «кринка», в Дединове — «синюшка». Все эти языковые различия говорят о заселении края разными народами.
На территории Егорьевского района еще недавно можно было насчитать, по крайней мере, пять говоров, связанных с историческим их происхождением. В самом г. Егорьевске и селениях бывшей Высоцкой волости с XVI в. сложился «письменный» говор, т. е. как пишется слово, так оно и произносится. Мы пишем «московский», так и произносим, хотя москвичи, особенно художественная интеллигенция, говорят «московскый». Ленинградцы говорят также по-письменному — «что», «чего», а москвичи «што», «чево». В Егорьевске произносили «мене», в Москве «мне». Близ с. Троицы в Бутове при окончании глагола в 3-м лице единственного числа не произносят окончание «т»: «он несе<т>», «она ве-де<т>», «ружье не стреляе<т>». Сказалось влияние рязанско-тульского диалекта, возможно, что здесь осели люди из тех мест.
В с. Куплиям, Никиткино еще недавно в говоре сказывалось влияние Рязани: «Ванькя, Манькя, глян-кл — пупырь лятить» (о воздушном шаре). В северной части района население за долгое время пребывания во Владимирском уезде сохраняло окающий говор — «молоко», «корова», «пойдешь». Местами во многих деревнях встречается псковско-новгородское цоканье — «пецка» (печка), «коцерга» (кочерга). В районе Спас-Леоновщины можно встретить певуче-растянутый говор: «Ты по-ойдешь в кино-о-то?»
В последнее время, не без влияния телевизионного языка, старина быстро выветрилась, особенно у молодежи, и сейчас трудно найти селение, где сохранился бы в полной мере старый диалект. Однако в отдаленных селениях живет еще древний говор и в наши дни.