Обновление города Егорьевска
Кто-то еще в древности сказал, что города, как и люди, должны быть красивыми и привлекательными. К концу 1950-х гг. Егорьевск выглядел старым, с купеческо-мещанскими домами столетней давности, с полуразрушенной инфраструктурой обслуживания населения.
По-настоящему город стал обновляться лишь в начале 1960-х гг., что, к удовлетворению горожан можно сказать, продолжается и по сию пору. За три десятилетия, с 1960 по 1997 г., Егорьевск полностью преобразился и ныне может соперничать с лучшими городами Подмосковья.
В те 60-е гг., когда остро встал вопрос по обеспечению жильем населения, стало ясно, что жилье лучше строить на новом месте, чем перестраивать старые здания. Тогда на пустыре, к востоку от старого города, в течение 10 лет, с 1960 по 1970 г., появились многоэтажные жилые здания типа «хрущевок» 1-го, 2-го и 3-го микрорайонов. Там же возникли различные бытовые, торговые, культурно-учебные заведения. В последние десятилетия, с 1980-х по середину 1990-х гг., отстроены еще 5-й и 6-й микрорайоны с несколько улучшенной планировкой квартир. Фактически эти новые микрорайоны, названные жилой зоной, стали новым городом. Теперь здесь проживает более трех четвертей населения города.
Старая часть города, с планировкой XVIII—XIX столетий, оставлена как историческая, заповедная зона. В ней сохраняются не только планировка улиц, площадей, жилых кварталов XVIII в., но и здания XIX в. Здесь расположены основные городские учреждения — Городской Совет, Администрация города и района, милиция, прокуратура, торговые, финансовые учреждения, учреждения культуры — Историко-художественный музей, музыкальная школа, учебные заведения.
Большая часть современных городских учреждений занимают бывшие дома купцов, мешан: Бардыгиных (исполком, налоговая инспекция), Князевых (банк, комитет соцзащиты), Бреховых (милиция), Кулаковых (музей), Собольяновых (земельный банк), Собакиных (комитет соцобеспечения).
В этой же части города по-прежнему функционируют крупные промышленные предприятия: АООТ «Хлопчатобумажный комбинат», ЗАО «Завод «Комсомолец», швейная фабрика «Л юбава-2». Еще десятилетие назад хлопчатобумажный комбинат был одним из крупнейших во всем Подмосковье, на нем.работало в середине 60-х — 70-х гг. до 12 тыс. человек. Его фабричные корпуса после хлудовских времен почти не обновлялись, оборудование поизносилось. В 1991 г. вступила в строй новая прядильная, а затем и швейная фабрика. По отчету за 1985 г. комбинат выпускал 209 452 тыс. м суровой ткани, 75 888 тыс. м готовой ткани и 26 670 тхлопчатобумажной пряжи. В 1950—1980-е гг. комбинат возглавляли директора М. К. Никитин, Ю. Г. Волков, А. М. Шапкин и А. Т. Хохлов. В последние годы к руководству комбината пришел В. И. Политов.
По-прежнему напряженно работает известный в те годы на всю страну завод «Комсомолец». В его цехах в 1985 г. было собрано 944 металлорежущих станка. Продукция завода поставлялась во многие зарубежные страны, в том числе в Китай, на Кубу, в Чехословакию, Болгарию. На международной выставке в Брюсселе в те годы его станки были удостоены диплома 1-й степени и золотой медали. Более двух десятилетий этот коллектив возглавлял Виктор Сергеевич Шашкин, награжденный несколькими правительственными наградами.
В этой же части города продолжают работать швейная, обувная, пуговичная фабрики. В конце 1980-х гг. на территории обувной фабрики построен новый фабричный корпус, что дало возможность увеличить выпуск детской обуви и повысить ее качество. За 1985 г. фабрика выпустила 3152 тыс. пар детской обуви. Много лет фабрикой руководил А. Н. Становов.
На центральной, Советской, площади города (в прошлом Соборной) до сих пор проходят все массовые церемонии — шествия, митинги, демонстрации, праздничные гулянья, ярмарки. Несмотря на то, что эта часть города в последние годы несколько обновилась — построены гостиница, новые банки, жилые здания, магазины, — тем не менее утрата в середине 1930-х гг. ряда церковных зданий, красивых и необычных по архитектуре, значительно обеднила вид города, оставив его каким-то приниженным и однообразным. На месте былого величавого собора ныне стоит затерявшийся в зелени крупных деревьев невзрачный, эклектический памятник с серо-черной фигурой вождя революции Ленина.
В начале 1970-х гг. в юго-восточной части города, за р. Гуслицей, возникла третья промышленная зона. Сюда из старой части города был перемещен ряд заводов, фабрик, в том числе механический завод, завод асбестотехнических изделий (АТИ), швейная фабрика инвалидов, второе пожарное депо. Еше в середине 1960-х гг. там был построен большой сельский строительный комбинат (ССК), который изготовлял для сельского хозяйства панельные блоки для коровников, хозяйственных построек. На этом комбинате несколько лет работал главным инженером Анатолий Степанович Тяжлов, нынешний губернатор Московской области.
В этой же зоне построены больницы, детские дома, жилые здания. Со всеми городскими зонами имеется хорошее автобусное сообщение.
С приходом в 1961 г. в город газа жилые дома, многие промышленные предприятия и учреждения газифицированы.
В каждом микрорайоне теперь имеются просторные, светлые школы, детские учреждения. В северной части города проложена отводная кольцевая автомагистраль, что позволяеттранспорту, идущему по дороге Москва—Касимов, миновать центральную часть города.
С начала 1960-х гг. в городе начали действовать два учебных консультативных пункта заочных институтов — инженерно-машиностроительного и инженерно-строительного (ныне Институт коммунального хозяйства). Первый учебный консультативный пункт располагался в здании станкостроительного техникума «Комсомолец». За восемь лет учебного процесса были подготовлены десятки инженеров-специалистов, которые в основном остались работать на заводе «Комсомолец».
Для учебно-консультативного пункта ВЗИСИ (Всесоюзного заочного инженерно-строительного института) была создана хорошая самостоятельная база, располагавшая просторным зданием, где студенты слушали лекции опытных преподавателей. За три десятилетия институт выпустил сотни квалифицированных специалистов, так нужных для строительства города и области.
На базе существующего с 1930-х гг. авиационно-технического училища, преобразованного в 1995 г. в авиационно-технический колледж, состоялся выпуск менеджеров для авиационной промышленности. Сегодня колледж дает незаконченное высшее образование.
Из учреждений культуры за последние три десятилетия построены — кинотеатр «Комета», районная и детская библиотеки, школа искусств, книжный магазин «Прометей».
Из спортивных сооружений введен в строй крытый водный бассейн, спортивный зал для игр и обновлен существующий стадион.
Во многих зданиях на первых этажах размещены просторные, красивые магазины, кафетерии, аптеки, отделения банков, почтовые отделения. Молодые люди, вступающие в брак, теперь могут зарегистрировать его в красивом зале загса, Дворце бракосочетаний.
В художественном оформлении многих учреждений, загса, магазинов принимала участие художественная мастерская Орехово-Зуевского фонда (руководитель К. Конюшков), художники В. Мочалов, К. Парфенов, В. Качнов, А. Крюков.
По дорогам города и района ныне курсирует более ста комфортабельных автобусов, связывающих город транспортным сообщением с крупными населенными пунктами района, г. Коломной, Шатурой, Воскресенском, Ореховом-Зуевом и Москвой. Руководители автоколонны-1796 В. А. Смирнов и сменивший его А. Ю. Рядовов провели большую работу по налаживанию четкой и безаварийной работы автобусного парка, за что автоколонна выходила неоднократным победителем областного соревнования. Многие ветераны автоколонны награждены дипломами и знаками «Почетный автотранспортник». Среди них Михаил Евгеньевич Петров, работающий на автобусе с 1967 г. Водители Владимир Васильевич Хвалев, Александр Васильевич Луньков награждены знаком «За работу без аварий» 1-й степени.
Город хорошо телефонизирован. Десять лет назад введена новая телефонная станция на 10 тыс. номеров. Ежегодно дополнительно вводится до 400 новых телефонных точек. Только квартирных телефонов установлено свыше 10 тыс.
Трудоспособного населения в 1985 г. имелось 57,4 тыс. человек, что составляло 54%, нетрудоспособного — 31 тыс. человек, или 29%. Число работающих во всех сферах деятельности по району — 54 853 человека. В промышленности, сфере быта, обслуживании занято 31 661 человек. Из них: в промышленности занято 19 023 человека, в строительстве — 1605, в транспорте — 1507, в торговле — 1899, в общественном питании — 1104, в сельском хозяйстве — 4555 человек.
Доля ручного труда во всех сферах деятельности за тот же период составляла 29,6%.
Выпуск товарной продукции составил по всему району за 1985 г. 517 391 тыс. руб. Хлопчатобумажный комбинат давал продукции на 315 328 тыс. руб., завод «Комсомолец» — на 29 425 тыс. руб., швейная фабрика «Старт» — на 31 373 тыс. руб., обувная фабрика — на 15 063 тыс. руб., молокозавод — на 10 212 тыс. руб., рыбокомбинат — на 4561 тыс. руб., мебельная фабрика — на 11 316 тыс. руб., мясокомбинат — на 19 970 тыс. руб., пивобезалкогольный завод — на 3044 тыс. руб., механический завод — на 5012 тыс. руб.
Значительный вклад в обновление города в те годы внесли председатель исполкома горсовета Н. Р. Комаров, нынешний глава района М. Т. Лавров, его заместитель Б. М. Бойцов, члены исполкома Б. П. Разумов, И. К. Муравьев, Н. А. Борзов, архитекторы А. Ф. Панкин, С. И. Козлов, управляющий строительным трестом «Мособлстрой-22» В. Н. Краснов, главный инженер В. П. Бредлер, строитель В. Я. Жарков, начальник Мособлэлектро В. И. Под-шивалов, начальник комбината производственно-технического обслуживания (ПТО) А. Холин, директор торга А. И. Смирнов, начальник узла связи С. В. Конобеев, директора газового хозяйства Л. А. Хитров, Н. Г. Соколов, руководители дорожной службы М. И. Минин и В. Петров, начальник сельхозуп-равления К. С. Гололобов и председатель городского суда Е. Я. Шиминов.